тел.:
+375293635064

БЛОГ

1. Дети и подростки

Семья и
тревожность ребенка

Влияние семьи на состояние детей.
Если семья подвержена паники, страхам и тревогам, у ребенка соответственно ухудшается психологическое и физиологическое состояние.
Хорошо известно, что эмоции прямо влияют на наше физическое состояние. Сердце "стучит", "колотится" или "замирает", лицо "краснеет", по коже "бегут мурашки", ладони потеют, живот "крутит" и т. д., когда мы волнуемся, беспокоимся, боимся, злимся и испытываем другие сильные чувства. Каждая эмоция вызывает сложный набор химических реакций в теле, которые приводят к физиологическим и эндокринным изменениям.⠀
Поэтому неудивительно, что хроническое беспокойство и тревога могут вызывать постоянные физические (соматические) симптомы и дискомфорт, не имея органической или физиологической причины.

Это в полной мере проявляется и у детей любого возраста. 
К ним относятся: 
  • беспокойство,
  • боли в животе,
  • покраснение,
  • учащенное сердцебиение,
  • потливость,
  • головная боль,
  • усталость,
  • головокружение,
  • тошнота,
  • затрудненное дыхание,
  • напряжение или боль в мышцах.
Следовательно, уважаемые родители, не нагнетайте дома обстановку. Не смотрите при детях новостей про коронавирус и обстановку в мире. Берегите себя и детей!

От чего возникает расстройство пищевого поведения у ребенка?

Пищевое поведение человека – это взаимоотношения человека с едой, которые формируются в семье. Значимый взрослый отвечает за еду, которую он предлагает ребенку. Какие продукты кушать, где, сколько и когда принимать пищу.

Ученые считают, что на пищевое поведение влияют социальные, психологические и генетические факторы. Есть люди, в большей степени предрасположенные к проблемам в пищевом поведении, есть - в меньшей в силу конституциональных и генетических особенностей. 
Перейдем к распространенным факторам.

ПИЩЕВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ!
⠀⠀
1ый вариант – ребенка принуждают есть то, что он не хочет, или стараются втиснуть количество еды, которое значимый взрослый считает необходимым. Такое ощущение, что еда на планете земля закончиться.
В дальнейшем ребенок, начинает отказываться от еды и может развиваться избегающее расстройство пищевого поведения. Он не ест, худеет, теряет вес, может появится угроза здоровью.

2ой вариант – ограничение в еде, ребенку не дают есть то, что он хочет. Вынуждают не есть или есть другую еду. Например: семья, где из детей делают великих спортсменов.

Результат: ребенок, которого ограничивали в еде, начинает переедать и формируется пищевое нарушение по типу переедание.
Следующий фактор - унаследованные пищевые привычки.

3ий вариант - бабушки и дедушки, пережившие сложные времена, сформировали пищевое поведение, которое помогло им выжить. Ребенок наелся, а взрослый продолжает настаивать, чтобы он съел все. Говорят ему: «Съешь за маму, папу….»

Как следствие, ребенок перестает чувствовать собственные ощущения «я сыт или голоден», «сколько мне нужно съесть еще?». Он перестает опираться на собственные потребности. Вырастая ему сложно распознать чувство голода и насколько голоден.

У детей базовое состояние сытости хорошо развито со времен грудного вскармливания. Ребенок плачет, когда голоден, и отворачивается от груди матери при сытости.

Уважаемые взрослые, будьте внимательны к своим детям. Пищевое принуждение или ограничение – это насилие над ребенком.

2. Семья и отношения

Мама каждую неделю спрашивает, когда ты уже наконец-то выйдешь замуж, бабушка уже и не надеется погулять на твоей свадьбе.
А нужно ли это мне вообще?

«Когда, почему, с кем» — источник постоянного стресса и мощный рычаг психологического давления, и буллинг женщины.

В моей практике встречаются случаи, когда на женщину обрушивается шквал вопросов от семьи, социума, из соцсетей:
  • Когда замуж будешь выходить?
  • Все выбираешь….., так навыбираешься, что в старых девах останешься.
  • Почему живете не расписанные, сделает ребенка и слиняет?
  • Когда ты планируешь завести детей?
  • Затянешь с детьми, будешь старородящей.
Жизнь без мужа, семьи и детей воспринимается как ненормальная, эгоистичная и инфантильная. И автоматически делает женщину «недо» и «бракованной».
Есть женщины, которые поддаются давлению, и страдают в дальнейшем от негативных последствиях навязанного замужества и «вынужденного» рождения ребенка.

Будет ли брак, заключенный лишь потому, что «так принято», счастливым?
Нежеланное материнство! Может психологически сломить женщину, сделав несчастной ее и малыша. Появляется угроза послеродовой депрессии.

Подобный подход к своей жизни отнимает у женщины свободу выбора.

Если кто-то советует выйти замуж и завести детей, можно прямо задать встречный вопрос:
  • «Для чего мне выходить замуж?»
  • «А почему мне пора заводить детей?»
  • «И почему это так интересует его?»
Бестактные люди задавая такие вопросы нарушают границы женщины. 

Главное помнить, что у каждого человека есть свои приоритеты, взгляды на жизнь и планы. Важнее решиться на самостоятельное взвешенное решение. Правильнее и проще отстоять свою позицию, чем жить не свою жизнь.

Для многих женщин не имеют значения временные рамки заданные другими людьми. Им важно, чтобы у ребёнка была счастливая семья и любящие родители.

Каждая женщина вольна решать выходить ей замуж, или нет. Заводить детей, или нет.

Женщина — свободный человек, поэтому никакой довлеющей над ней социальной нормы быть не может.

Как построить отношения с подростком?

«Я хочу жить без твоих указаний и строить свою жизнь самостоятельно!» 

Рано или поздно, дети превращаются в подростков и родителям приходится непросто. Прежде улыбчивый, добрый сын (дочка) становится раздражительным и обидчивым.

Подросток - уже не ребёнок и ещё не взрослый:
  1. готов совершать взрослые поступки и не готов нести за них ответственность;
  2. нуждается в заботе и ласке, и очень жаждет показать, что это не так.

Нынешним родителям недостаточно уверенности в себе. Трудности, которые испытывает ребенок, расшатывают их самоуважение:
  • родители боятся подростка и своего бессилия во взаимодействии с ним;
  • ощущая их растерянность, подросток теряет к ним доверие и атакует их;
  • при этом он чувствует вину за то, что ведет себя враждебно.

Как построить отношения с подростком? 


1) Чувства важны!
В подростковом возрасте обостряется чувствительность к оценкам родителей и окружающих людей. Не ставьте под сомнение ценность и важность чувств ребенка, не игнорируйте и не обесценивайте их. Дети переживают не меньше взрослых, а может и больше.

2) Уважительно относитесь к пространству и границам!
Ребенок начинает выделять себя из окружающего мира и осознавать свою отдельность, появляется стремление к одиночеству, потребность в личном пространстве, например, в собственной комнате, чтобы побыть одному. Родителям важно поддерживать идею личного пространства даже в мелочах.

3) Подросток = экспериментатор!
Родители часто запрещают жизненные опыты подростку. Предоставьте ему возможность делать даже то, что вы не одобряете. Главное - пояснить своё отношение к происходящему. Он всё равно совершит свою порцию ошибок и выбор его совершенно может вас не порадовать.

4) Для доверительного разговора нужно учитывать настроение!
Потребность в теплом взаимоотношении, общении и ласке у подростка так же сильна, как и у ребёнка младшего возраста. Одно объятие в нужное время = тысяче слов.

5) Важен диалог. "НЕТ" критике, обесцениваю, унижению и игнорированию!
Уважая чувства, желания и личные границы подростка, прислушиваясь к тому, что он рассказывает, вы не только сможете завоевать доверие, но и поможете преодолеть самые сложные моменты переходного возраста.

3. Психология и саморазвитие

Kуда деваются непрожитые чувства?


Наши подавленные эмоции не исчезают. Они остаются в нашем сознании и теле, формируя напряжение и эмоциональные блоки.

Это может проявляться в:

1. Психосоматических заболеваниях.
2. Стрессе и тревожности.
3. Непонимании своих эмоций и потребностей.
4. Социальной изоляции.

Когда мы получаем травму, например, ноги, мы начинаем осторожно ее беречь. Со временем это становится привычкой, даже когда боль уже прошла.

С душевной болью происходит аналогично. Мы стараемся избегать своих ран.

Важно находить способы для выражения и проработки своих чувств, такие как:

  • Терапия
  • Ведение дневника
  • Творчество
  • Танцы и спорт
  • Хобби
  • Путешествия
Это помогает освободиться от накопленных эмоций и лучше понять себя и окружающих.

Один из частых вопросов ко мне.
У детей конфликт: надо ли вмешиваться родителям?

Соперничество между братьями и сестрами неизбежно. Причина конфликта – это устранить соперника, который тоже претендует на родительскую любовь.

Нужны ли детям, для их развития конфликты?
Обязательно нужны! Они учатся взаимодействовать и отстаивать свои границы. Дети готовятся к жизни в социуме, и в будущей семье.

Я в своей практике встречаюсь с двумя полюсами:
  1. «Любят друг друга и никогда не ссорятся – как же мне повезло!»
  2. «Я не могу отойти даже на минуту, они все время дерутся!»
Два полюса, которые в большой степени зависят от ожиданий и настроя родителей.

Дети ревнуют друг друга, это очень важно для их развития. Насторожить должна обратная ситуация – когда ревности нет. Как в любых отношениях, между детьми возникают чувства, и позитивные, и негативные. Ревность помогает ребенку понять себя, осознать то, что с ним происходит, определить свои потребности и желания, быть готовым их отстаивать.

Если же взрослые убеждены, что братья и сестры должны только любить друг друга, дети в угоду родителям станут подавлять свои негативные чувства.

Что можно сделать? В момент, когда дергают друг друга, задача родителей – обратить внимание. Понимая при этом, что, как только они отвернутся, конфликт будет продолжен.

С моей, точки зрения, по возможности не вмешиваться. Понаблюдайте, могут ли дети разрешить конфликт самостоятельно. Дайте им такую возможность. Конструктивно исправить ситуацию запретами невозможно.
Когда споры улягутся, эмоциональный накал спадет. Важно пригласить детей к конструктивному разговору.

Чем младше дети, тем хуже у них получается разрешать конфликты мирно. Нельзя старшему ребенку, говорить: «Уступи он маленький». Нельзя сыну говорить: «Уступи она же девочка». Постарайтесь смоделировать мирное разрешение конфликта, не разбираясь, кто прав, а кто виноват.

Здоровья Вам и Вашим детям!

Откуда берется токсический стыд?

Токсический стыд - это одно из самых тяжёлых переживаний, с которыми может столкнуться человек. Стыд — это отрицательная реакция на себя и на то, кем мы являемся. Человек чувствуем себя не такими, как «надо», недостойными любви и уважения.

Все мы родом из детства, вот тогда мы впервые переживаем стыд. Однажды мы поверили грандиозному взрослому, который нам сказал:
  • «И не стыдно тебе? Такой большой мальчик, а плачет!»
  • «Хватит кривляться! Ты же девочка?»
  • «Как тебе не стыдно плохую оценку в дом приносить» и т.д.
Стыд появляется в ситуации, когда:
  1. вместе с «нельзя» ребенок слышит «ты плохой», «ты тупица» или «мне такой ребенок не нужен»;
  2. или взрослые сравнивают ребенка с другими детьми и не в лучшую сторону.
Слова, мимика, жесты и тон родителей с которым они к обращаются к ребенку формируют знание его о себе, становятся фундаментом чувства «я». Через отношение взрослых он получает ощущение собственной ценности или, напротив, чувство ненужности и брошенности.

Вот так и формируется ядовитый стыд.
Важно, чтобы взрослые нашли способ поддержать маленького человека в его непростом процессе развития собственного «Я».

4. Гештальт подход

Стоит или не стоит участвовать в программе подготовки гештальт-терапевтов?

Ко мне часто обращаться с просьбой осветить более подробно тему обучения гештальт-терапевтов.

Группу подготовки гештальт-терапевтов я веду совместно с Василием Шевляковым. Это большой курс, посвящённый освоению теории и практики гештальт-подхода, состоящий из 1-й и 2-й ступени.

Первая ступень - общеобразовательная — полезная и развивающая для всех интересующихся. Знакомит на практике с тем, как можно использовать гештальт-подход в повседневной жизни.

Вторая ступень более специализированная, направленная на развитие умений и навыков использования гештальт-подхода в практике оказания психологической помощи.

Стоит или не стоит участвовать в программе подготовки гештальт-терапевтов?

Основные "ЗА" и "ПРОТИВ" участия в программе: 

ЗА:
1.Вы будете учиться на собственном опыте "здесь и сейчас". Живое общение, с настоящими сомнениями, вопросами, симпатиями и антипатиями, с интересом друг к другу и страхом близости и отвержения, со стыдом, надеждой и многими другими чувствами.

2.Свобода в мыслях, чувствах, ощущениях, действиях. Правила группы ясные и понятные. О них договариваемся на берегу. И если нужно, обсуждаем в процессе.

3. Группа создаёт пространство, где каждый может быть поддержан в том, что для него важно. И особенно, в самых сложных переживаниях, которые часто трудно доверить кому-либо вообще. Это касается как разных вопросов повседневной жизни, так и вопросов развития в профессии. Группа - это место для учёбы, это будет место встречи с самим собой и с другими.
Реальной встречи, близкой - без прикрас, масок, стремления казаться и соответствовать ожиданиям. Для многих это пространство оказывается первым в жизни, когда такое возможно.

4. Юмор - вы будете много смеяться.
Это один из лучших наших помощников в работе и жизни.

5. Тренера доступны - физически, интеллектуально, эмоционально. Можно и нужно спорить, не соглашаться, обсуждать, делиться своим мнением. Вы можете рассчитывать на наш искренний интерес, поддержку, а также — на необходимую ложку "дёгтя в бочке мёда" для создания оптимальных развивающих условий. 
6. Вы узнаете много нового, интересного и сложного - через простые примеры, доступные и ясные лекции и практические иллюстрации, которые легко воспринимаются.
7. Вы начнёте лучше понимать людей (в том числе, близких). И всё время участия в группе будете учиться говорить так, чтобы быть понятым и услышанным.

ПРОТИВ:
1. Гештальт-терапия - терапия замедления. Сначала вам будет казаться всё очень медленным, "тягомотным", "не понятным", "похожим на пустую трату времени". Если вы склонны быстро решать проблемы и не стоять на месте - вас будет ломать.

2. Вы откроете для себя много нового о себе и о жизни, вам очень захочется это "развидеть". В большинстве из этих случаев "развидеть" можно только с помощью амнезии... Вам будет сложно уйти от себя, спрятаться, избежать встречи с собой. С тем, что вы скрываете от себя, чего боитесь признать, чего не хотите чувствовать.

3. Вы будете переживать тревогу. Потому что здесь много свободы и мало готовых решений. Здесь вы вряд ли найдёте "волшебную таблетку", алгоритмы решения проблем на все случаи жизни.

4. Вы переживёте много различных чувств, поскольку часто тренеры не будут давать вам ответов на ваши, казалось бы, очень просто и ясно сформулированные вопросы по важным и горящим темам. За лёгкими готовыми гениальными ответами на "раз, два, три" не к нам, а в бизнес-тренинги.

5. Вы начнёте понимать людей и узнаете много нового и интересного о человеческой психике. Ваши интересы изменятся. И, возможно, вам станет сложно вписываться в большинство и разделять с окружающими многие их повседневные интересы и способы проводить время. Вы неизбежно расстанетесь с частью иллюзий. В том числе - по поводу людей. И ваше желание общаться с людьми может претерпеть значительные изменения.

6. Ваша жизнь с большой вероятностью станет легче и существенно сложнее одновременно.

Гештальт-подход в психологии и психотерапии (гештальт-терапия) - это не лечение психических болезней.
Это очень интересная сфера знания и деятельности, созданная для обычных людей, которая позволяет существенно расширить свои представления о себе и мире, об устройстве мира и психики, обогатить свой опыт. Это возможность взглянуть на привычную повседневную реальность по-другому, через поиск собственных дверей в свою жизнь более глубокую и осмысленную. 

Перенос и проекции

Перенос и проекция - это психологические механизмы защиты, которые проявляются во взаимодействии между людьми.

Проекции.

Абсолютно все отношения начинаются с проекции. Проекция - это форма нашего восприятия, когда мы приписываем человеку мысли, эмоции, чувства, мотивы, связанные с нашим личным ожиданием, опытом.
Проекция не формируется просто так из ниоткуда. Чтобы наша проекция активизировалась, мы должны уловить в другом человеке знакомые черты (во внешности, словах, поведении), которые и вызовут привычный ассоциативный ряд.

На чём основана наша проекция?
  1. На нашем прошлом опыте.
  2. На наших потребностях, нуждах.
  3. На типе восприятии себя и других.
Человек, может не проверяя, регулярно приписывает другим то, чего у них нет, а есть у него, но он не признает это в себе. И это происходит вне нашего сознательного контроля.

Примеры проективных высказываний:
  • Ты всегда так уверен в себе!
  • Я вижу, как ты боишься сделать ошибку.
  • Все вокруг думают, что ты не способен на что-то серьезное.
  • У тебя всегда ужасное настроение.
  • Ты такая не постоянна.
Старая народная поговорка подтверждает: «У кого, что болит, тот про то и говорит».
Важно понимать что мы убрать проекции как способ взаимодействие с миром не можем никуда.
Наше восприятие, устроено так, что, то что мы видим снаружи, мы не хотим замечать в себе. Это одна часть проекции.
А другая часть проекции тоже прикольная, что часто мы на другого что-то проецируем для того, чтобы смочь самим стать каким-то.
У нас масса проекций, с которым мы живем. Все наше восприятие проективно. Мы в этом живем, и нам это может не мешать.
Проблема возникает тогда, когда мы сталкиваемся с тем, что я что-то предполагаю, и исходя из этого, начинаю действовать, и вдруг сталкиваюсь с каким-то обломом.

При этом, что важно. Проекции часто во время стресса активнее. Т.е. мы активнее проецируем и мало это обрабатываем, когда с нами что случается.
Пример: мы приходим в новый коллектив. Для чего это нам нужно? Для того чтобы сформировать новый контакт, в нашей фантазии более безопасный.

В принципе проекции позволяют нам экономить время и силы.

Если я, например, все время буду каждого человека спрашивать, ты сейчас кивнул, моргнул и так далее, что останется от моей жизни. В общем, нет от этого никакого удовольствия.

Итак, проекция - это фантазирование о других людях или явлениях, основанное на нашем собственном жизненном опыте, восприятии жизни, ценностях и желаниях.

Как вы считаете, влияет ли проекция на ваши отношения с окружающими? Как часто вы замечали за собой проекции в общении с другими?

Перенос.

Перенос — это психологический процесс, при котором чувства, эмоции и реакции, испытываемые к одному человеку, переносятся на другого.
Это явление часто наблюдается в терапевтических отношениях, когда клиент начинает проецировать свои чувства и переживания на терапевта, ведущего группы или участника группы. 
Примеры из диалога клиента с терапевтом:
  • "Ты ведешь себя так, как будто ты мой отец, который всегда критиковал меня. Не буду ничего тебе говорить.
  • "Когда ты проявляешь слабость, я чувствую, как будто это угрожает мне, как это было в моем детстве."
  • "Когда я вижу, как ты колеблешься, мне кажется, что ты повторяешь ошибки, которые делал мой отец. Я не могу позволить этому случиться снова!"
Понимание переноса может помочь в анализе и разрешении внутренних конфликтов человека.
Перенос – это множество проекции (или сумма проекций) объединенных каким-то смыслом внутри отношений с другим человеком. Он может включать как положительные, так и отрицательные чувства. 
При этом часто человек повторяет прежние модели поведения, которые он использовал во взаимодействии с другими людьми. И были им усвоены в детско-родительских отношениях.
Проявляется перенос, когда мы «перетягиваем» образ одного, давно знакомого нам человека, на личность другого и выстраиваем, в соответствии с этим, отношение к нему.
*перенос образа матери на личность терапевта, «переодевание» ведущего группы в образ своего отца.
И после этого начинается полномасштабное отыгрывание сценарных отношений, которые (по факту) построились не с реальным человеком, а с тем, кого в нем неосознанно хотели видеть. 
Приведу пример: Я смотрю на человека и вот вижу, что он скулой повел, в сторону посмотрел и т.д. И исходя из этого я понимаю, что этот человек завидует мне, хочет мне недоброго. То есть у меня возникают какие-то предположения о его отношении ко мне, я начинаю, естественно, действовать по отношению к нему тоже, исходя из этих предположений.

Различия проекции и переноса.

В психологии проекция и перенос — это два различных механизма, которые помогают людям справляться с эмоциями и внутренними конфликтами. 
  1. Проекция фокусируется на том, чтобы приписывать свои собственные чувства другим, чтобы избежать их осознания. Это способ защиты от неприятных эмоций. Перенос касается переноса чувств, связанных с одним человеком, на другого, что часто происходит в контексте отношений, например, в психотерапевтических.
  2. Проекция позволяет избежать осознания собственных проблем, тогда как перенос может быть способом взаимодействия с другими на основе прошлых переживаний.
Итак, стало ли вам понятнее как перенос и проекция влияют на наши отношения и внутренний мир? Исследование переноса и проекций позволяет нам лучше осознать свои чувства и освободиться от старых шаблонов, которые могут мешать нам в настоящем.
Не бойтесь заглянуть внутрь себя и исследовать, какие образы и сценарии вы приносите в свои отношения. Это может стать ключом к более гармоничному взаимодействию с окружающими.

5. Про книги

Обзор книги Гертруды Дим-Вилли "Латентности золотые годы детства"

Содержание книги ищите в карусели (внизу страницы), а тут я рассмотрю более интересные и важные главы.

  • Тело и психика латентности.
  • Найти свое место в мире.
Для каждого ребенка период жизни от 6 до 11 лет- это период серьезных изменений. Из малыша он превращается в школьника, которому необходимо найти своё место в совершенном новом окружении в рамках обязательного среднего образования, научиться читать и писать, освоить базовые культурные общественные нормы. 

Период латентности для детей становится очень важным в укреплении своего тела и самоощущения в группе ровесников.

Сексуальное возбуждение в период латентности отступает на задний план ради других целей. Укрепление и закалка собственного тела сейчас первоочерёдная задача.

То как ребёнок относится к своему телу, зависит от опыта общения с родителями, от того, как они общаются с ним: с любовью ли они на него смотрят, радуюсь самому существованию своего ребёнка. Ребёнок, о котором заботятся с любовью, будет себя хорошо чувствовать в своём теле.

Фрейд указывает на то, что обильная избыточная мышечная активность является для ребёнка потребностью, от удовлетворения которой он получает огромное удовольствие.

Особенностью младшего школьного возраста является появление в игре "удовольствие от страха". Переживания того, что переступая некую границу, одновременно и пугает, и создаёт особое возбуждение, особую нервную щекотку. Дети измеряют свои силы в тяжёлой ситуации, они снова и снова попадают в опасность и спасаются либо самостоятельно, либо с помощью друг друга. Им всё удаётся без помощи взрослых. То, что взрослые внимательно наблюдают и при настоящей опасности оказываются рядом, создаёт безопасную обстановку для игры. Дети могут себя чувствовать почти как взрослые.

Радость от движений, а также длительность активности и спортивных соревнований - это выражение здорового нарциссизма.

Нарциссизм образует основу для чувства собственной ценности, он представляет собой не только одну из сторон идеализации себя, но и защиту самости - о нарциссической защите.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КНИГИ


Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies